"Случайности не случайны" — ставшая уже избитой эта фраза, она de facto имеет научную обоснованность…
Сама проблема случайности/событийности может быть рассмотрена со многих точек зрения и применительно к процессам разного масштаба, однако сейчас хочется сакцентироваться на так называемых космофизических корреляциях, наибольший вклад в исследование которых, как мне видится, внёс Симон Эльевич Шноль (21.03.1930 — 11.09.2021), выдающийся советский и российский биофизик, историк и популяризатор науки, сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (г. Пущино).
Занимаясь данным вопросом с 1951 г. и вплоть до своей смерти, он сумел доказать удивительную вещь: любой процесс на нашей планете находится в тонкой зависимости от текущего положения Земли в космическом пространстве и её ориентации относительно других небесных тел. Исследовались при этом явления различной природы: радиоактивный распад атомов, шумы в электронных схемах, колебания биологических молекул, концентрации веществ в крови животных и др. При скрупулёзно точном и не усреднённом (не опираясь на закон больших чисел) измерении тех или иных параметров пресловутый разброс результатов переставал быть случайным и оказывался зависимым от текущей ориентации Земли, в первую очередь, к Луне и Солнцу, а во вторую — к другим небесным объектам.
Здесь, пожалуй, самым простым примером является наблюдаемая суточная периодичность, обусловленная вращением Земли вокруг своей оси: изо дня в день в одно и то же местное время точные значения как бы случайных отклонений, например, в свечении светодиодов, будут с высокой вероятностью повторяться. И эта закономерность глобальна: она распространяется на все неживые и живые структуры, будь то различные природные явления (в т. ч. функционирование живых организмов) или работа технических устройств. Более того, периодичность показаний наблюдается на различных временных шкалах, когда можно видеть "неслучайности", проводя замеры, скажем, каждую минуту в течение часа или каждую миллисекунду в течение секунды…
На примере работ Шноля мы имеем строгие научные сведения в отношении фундаментальных представлений о нашем мире, картина которого видится космофизической, с соответствующими зависимостями и предопределённостями. И хотя изыскания Симона Эльевича и его коллег (как, впрочем, и ряда других учёных) явно отсылают к астрологии, являющейся вовсе ненаучной, их достаточно объёмные результаты и заключения, помимо прочего, опубликованы в виде многочисленных статей в академических журналах (например, в "Биофизике") и тем самым формально признаны официальной наукой.
Примечание: рисунок позаимствован с обложки книги "Космофизические факторы в случайных процессах" (Шноль, 2009); оригинальная фотография в лаборатории учёного сделана в апреле 2015 г.
Прогресс наперекор, пусть, многих воли,
В защиту ставя строгий эмпиризм,
Пытливыми умами (по сути, поневоле?)
В почёт возводит беспощадный фатализм.
Сердюков Д.С.